БАМ-4 – защитная смазка с историей

...или что общего между железнодорожной магистралью, нефтепроводом и коттеджем

Надёжный фундамент – залог долговечности любой постройки. Защитить его от коррозии на долгие годы помогает экономичное и экологичное средство – пластичная консервационная смазка БАМ-4, эффективность которой доказана временем.

Рассказы о том, как технология, разработанная для уникального проекта, превращается в универсальную – не редкость. Амортизаторы ботинок для высадки на Луну, к примеру, можно найти в самых обычных кроссовках, супер-авторучку для военного лётчика, – в пенале каждого школьника. А без скотча, придуманного для упаковки контейнеров с боеприпасами, вообще сложно представить себе современный офис. Историю из той же серии можно рассказать про один из продуктов линейки консервационных смазок, производимых ПКФ «РУСМА» – смазку БАМ-4, которую сегодня активно используют для антикоррозионной защиты фундаментов.

Название серии смазок БАМ говорит само за себя – она действительно разрабатывалась в конце 70-х годов прошлого века для строительства Байкало-Амурской магистрали. С проблемой, которую должен был решить новый для того времени продукт, знаком каждый строитель. С наступлением минусовых температур грунты местами «вспучиваются», весной – проседают. В результате в основаниях построек появляются трещины.

Физика явления проста: вода, превращаясь в лёд, расширяется, пропитанный ей грунт тоже увеличивается в объёме, выталкивая наружу конструкции фундаментов. Чтобы этого избежать, фундамент закладывают на глубину промерзания, а для уменьшения касательных сил, «выдавливающих» его из грунта при промерзании, устраняют хотя бы один из неблагоприятных факторов – влагу или холод. Грунт либо заменяют на тот, что не вспучивается, либо осушают его с помощью дренажа, либо не дают ему промерзать. Вопрос в том, как этого добиться в условиях вечной мерзлоты? Там даже глубоко забитые сваи схватываются с грунтом и становятся подвижными из-за смены сезонов. Сооружать что-либо на «гуляющих» опорах – большой риск…

И все же общеизвестно, что четыре с лишним тысячи километров Байкало-Амурской магистрали были построены и исправно служат стране уже почти полвека. Хотя мало кто знает, что решить проблему строительства на пучинистых грунтах отечественным специалистам удалось с помощью пластичной смазки с аналогичным названием – БАМ. Учёные Московского института нефти и газа им. И.М. Губкина (сегодняшнего РГУ нефти и газа) разработали целую серию дешёвого, эффективного и экологичного смазочного средства для обработки железобетонных свай, служащих опорами для различных конструкций магистрали, а специалисты НИИ оснований и подземных сооружений имени Н.М. Герсеванова предложили простой, но оригинальный способ использования нового продукта, подробно описанный в специальном документе – «Рекомендациях по уменьшению касательных сил морозного выпучивания фундаментов с применением пластичных смазок».

Суть разработки такова: поверхность опоры (сваи или фундамента) обмазывалась сначала эмалью или олифой, закрывающей поры в бетоне, затем покрывалась слоем специальной смазки БАМ, а сверху – полиэтиленовой плёнкой. После этого опору осторожно, чтобы не повредить плёнку, засыпали обычным местным грунтом. Подготовленное таким образом основание постройки оставалась неподвижным даже при смене сезонов, поскольку промерзающий и поднимающийся грунт благодаря смазке и плёнке проскальзывал вдоль его поверхности. Приятным бонусом к защите от сдвигов стала и отличная антикоррозионная защита металлических, бетонных, железобетонных и даже деревянных конструкций, которую обеспечивали смазочные материалы серии БАМ. Рекордсменом в этом отношении стала смазка БАМ-4, гарантирующая целостность фундамента на протяжении пятидесяти и более лет.

Справедливости ради нужно отметить, что похожую задачу решали и американцы при строительстве другого выдающегося инженерного сооружения – Трансаляскинского нефтепровода (1975—1977 гг.). Его извилистая труба протяжённостью 1288 км, проложенная в сейсмоопасной зоне, опирается на 154 000 опор. Здесь сваи также обрабатывали смазкой, но экономичным «лайфхаком» с полиэтиленом не пользовались. Проблему смывания водой и стирания скользящим грунтом решали путём введения в состав специальных наполнителей, что, конечно, увеличивало стоимость смазочного материала.

Сегодня для возведения объектов в зоне вечной мерзлоты РГУ нефти и газа им. Губкина продолжает разработку новых смазок, превышающих серию БАМ по многим характеристикам, включая водостойкость. Их охотно используют индустриальные гиганты, уровня Норникеля и Алроса при сооружении различных зданий. Однако смазка БАМ-4 благодаря своим отличным антикоррозионным свойствам, экологичности, а главное, невысокой цене продолжает пользоваться спросом. Строители знают: БАМ-4 сохранит фундамент невредимым многие годы, а на глинистых, склонных морозному пучению грунтах позволит построить надёжные объекты самого разнообразного назначения – от производственных цехов до септиков и коттеджей.

Опубликовано в журнале «Промышленные страницы Сибири»/№1-2 (136) январь 2019/